Пн - Пт: с 10:00 до 17:00
Сб-Вс: выходной

Что такое палочки Кьюизенера

1017

Что такое палочки Кьюизенера - это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной от 1 до 10 см. Является дидактическим материалом, разработанным бельгийским математиком Х. Кюизенером. Их еще называют - цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

Для чего предназначены - для обучения математике, начиная с младших групп детского сада. Можно играть и упражняться, сортируя их по цвету, размеру; сооружать постройки, выкладывать различные изображения на плоскости, изучать состав числа. Очень хорошо тренирует моторику рук.

Какие особенности – имеют числовые группы.

- палочки 2, 4, 8 красная группа - числа кратные двум, 

- палочки 3, 6, 9 синяя группа – числа кратные трем, 

- 5 и 10 – желтая группа – числа кратные пяти,

- 1 – белая группа, выкладывается по длине любой палочки и 7 черная группа. 


Такое объединение связано с соотношением их по размеру. В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. 

Самые простые упражнения:

  • Построение лесенки. Ребенку должен взять белый кубик (число 1) и положить его на стол, красную палочку (число 2) рядом с белым кубиком, справа от него и т.д. 

   

Можно дополнительно произносить все числа по порядку. Затем, лесенку можно обыграть, начиная с самой большой палочки и пойти на уменьшение по цвету и длине. Ребенок осваивает последовательность чисел путем движения по лестнице. Задачу можно усложнить, добавив в каждом построении белый кубик;

  • Коврик. Дети составляют различные коврики из палочек, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии «столько же», составе чисел, действиях сложения и вычитания. Можно выкладывать одну линию (один ряд) подбирая определенные палочки (одинаковые по цвету, по группе и т.д.)


Другой способ – составить несколько линий, чтобы все полосы были разного цвета. При этом для каждой линии можно подбирать палочки, чтобы она не получилась длиннее предыдущей. 

  • Составление рисунков из палочек. Тут уже вся фантазия в руках ребенка.


  • Строим домик. Каждый ряд палочек - это этаж. Чтобы усложнить задачу, можно добавить окошко на определенном этаже. При этом, ребенку нужно не выйти за пределы стен домика.


  • Поиск палочек. Необходимо найти палочку 3, уточнить цвет и положить ее на стол. Дальше, можно спросить ребенка, сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех белых кубиков.
  • Как составить число? Выбираем определенного количество кубиков и ставим задачу - из двух  и одного кубиков составить число 3, из одного и трех кубиков составить число 4 и т.д.

Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают, им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Например, нашли палочку, обозначающую число 8, положили ее перед собой. Дети строят числовую лесенку относительно числа 8. Построение лесенки в двух направлениях (подъем и спуск) дает возможность разнообразить упражнения, а ребенку проявить большую самостоятельность в организации игры. 


Дальше можно задавать вопросы, «Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?» В случае затруднения предлагается задание на сравнение двух чисел, например, 4 и 6, используя при этом палочку 1.

Постепенно дети начинают понимать, что каждое последующее число больше предыдущего на единицу. Проверку этого положения удобно осуществлять палочкой 1, переставляя ее сверху вниз по числовой лесенке.

Итак, подведем итоги. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Палочки Кюизенера сначала используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Со временем, они замечают одинаковость длины палочек, одинаковость сечения, что из 2 палочек можно составить число сходное с большей палочкой и многое другое.

Связанные товары

Связанные статьи